Включайте музыку, но думайте о последствиях: РАО сменило метод работы

Былые скандалы об авторских отчислениях остались позади, теперь авторы довольны выплатами. Расстроенными остались те, с кого РАО требует деньги: владельцы ресторанов и службы такси

Фото: Стоян Васев/ТАСС

Хотите включать музыку? Платите. Кафе и рестораны уже приучили заключать договоры с Российским авторским обществом, иначе к ним приходят представители общества и просят выключить телевизор и радио. Взносы по договору рассчитываются от количества посадочных мест (у ресторана — от четырех до десяти тысяч рублей в месяц). Наличие договора не спасает от новых претензий со стороны РАО, говорит директор по развитию Perelman People Евгения Левшитская:

Евгения Левшитская директор по развитию Perelman People «Летом мы проводили Perelman Fest, приглашали джазовую кавер-группу, в конце вечера у нас был Tesla Boy. Через несколько недель пришел штраф от РАО на очень большую сумму. Представитель организации был на нашем мероприятии и зафиксировал каждую песню (группа исполняла песни Бейонсе и Тони Беннетта). Мы на это посмотрели, но оплачивать не стали, так как понимаем, что это неправомерно. Исполнители, которым мы заплатили гонорар, уже оплачивают другие суммы».

В самом РАО считают иначе. Если кто-то на вашем мероприятии споет, например, легендарный трек «Last Christmas» группы Wham!, заплатить за это должен организатор выступления.

Наталья Полианчик заместитель руководителя управления сбора вознаграждения по правовым вопросам РАО «По договору исполнитель обязуется выйти на сцену и выступить: один, в коллективе или в составе шоу. Собственно, на этом его обязательства заканчиваются. Это абсолютно обоснованно и справедливо, потому что доход в любом случае получает организатор. Если мы берем мероприятие с платным входом, то исполнитель не имеет доступа к информации о продаже билетов».

При этом суммы компенсаций, которые предъявляются организаторам, внушительные. Если на вашей вечеринке прозвучало 20 каверов, будьте готовы к претензиям на 400 тысяч рублей. Хотя исполнители тоже платят, но только если сами организуют мероприятия, объясняет концертный директор «Хора Турецкого» Наталья Иванова:

Наталья Иванова концертный директор «Хора Турецкого» «Если мы являемся организатором собственного мероприятия, то платим РАО сами. Обычно это 5% от всех проданных билетов. Если мы, например, являемся организатором мероприятий, которые проходят по приглашениям, по закону ты должен заплатить в Российское авторское общество 1% от сметы».

Для кавер-групп в связи с авторскими правами есть и еще одна головная боль. Выпуск альбома может обойтись в гигантские суммы, рассказывает художественный руководитель, менеджер группы «Фрукты» Саша Даль:

Саша Даль художественный руководитель, менеджер группы «Фрукты» «У нас, например, есть порядка 70 каверов на разные композиции, но мы не можем выпустить ни один диск. Сейчас я, спустя восемь лет существования коллектива, занимаюсь очисткой прав. Просто нашла людей, которые стараются, чтобы возможность выпуска альбома была реальной, чтобы это были не какие-то заоблачные суммы. Изначально, когда я пыталась это сделать, как коллектив только появился, это были такие суммы: например, за использование песни Майкла Джексона «Billie Jean» (неважно, как сильно видоизменили аранжировку, наша работа не учитывается) мы должны были единовременно выплатить 30 тысяч долларов».

Российское авторское общество намерено добиться, чтобы деньги платили и таксисты. На сайте РАО указаны расценки на музыку для такси: 500 рублей в месяц с автомобиля. Как много таксистов платят эти деньги? Вопрос риторический. Судебная практика пока неоднозначная.

Недавний случай: представитель РАО во время поездки в такси прослушал 17 песен, за каждую из них организация потребовала с таксопарка «Кис» (партнера «Яндекс.Такси») по 20 тысяч рублей. Сначала суд первой инстанции требования поддержал, но при апелляции арбитраж встал на сторону компании: исполнение музыки в такси нельзя считать публичным, ведь вход в салон не бесплатный. Композитор и продюсер Виктор Дробыш в недоумении.

Виктор Дробыш композитор, продюсер «Я был президентом радиостанции в Финляндии. Каждая песня, играющая на радио, имеет специальную форму, которую ты должен заполнить. Это финское РАО. Однажды у нас сломался компьютер, всегда на подхвате стоял CD-проигрыватель, мы его включали, и несколько часов музыка играла просто с диска. Буквально через несколько дней пришло письмо, что мы должны указать каждого автора из прозвучавших песен. В противном случае у нас будут большие штрафы. Каждое такси в Европе платит деньги, каждый фитнес-клуб. Не понимаю, как таксисты могут выиграть иск».

С другой стороны, правообладатели теперь действительно стали получать достойные отчисления. Скандалы, когда поэты и композиторы жаловались на низкие отчисления, остались позади. Недовольство авторов достигло критической точки и привело РАО к серьезной реформе. Сменилось не только руководство, но и принципы работы. Илья Резник, который много лет сетовал на невыплаты, в недавнем интервью сказал, что теперь платят «прилично». Нынешнее положение дел подтвердила генеральный директор Warner Music Russia Ольга Ким:

Ольга Ким генеральный директор Warner Music Russia «Я, конечно, не могу за всех авторов говорить, но наши довольны. Мы видим позитивные изменения, доходы растут. Общий объем сборов вырос, правообладатели это видят».

У тех, с кого эти деньги собирают (организаторов мероприятий, владельцев кафе, а в перспективе и служб такси), впечатления смешанные. В соцсетях звучат мнения, что это грабеж среди бела дня, предъявляемые претензии чрезмерны. Есть, впрочем, другое мнение: время халявы закончилось, у каждой музыки есть автор.

Источник: bfm.ru