Visa: у трети жителей российских городов-миллионеров нет сбережений

Visa и маркетинговая исследовательская компания Ipsos провели опрос почти 2,5 тысяч жителей в возрасте 18-60 лет в 15 российских городах-миллионерах. Оказалось, что у трети опрошенных вообще нет сбережений. А из тех, кто сберегает, только треть делает это регулярно, остальные — лишь время от времени.

Почти половина горожан, которые формируют сбережения, (44%) откладывает не более 10% дохода, ещё треть — до 30%. Среди своих самых популярных целей респонденты называли отпуск и путешествия и накопления «на чёрный день». Также опрошенные жители городов-миллионеров копят на квартиру и автомобиль.

Пятая часть опрошенных вообще не ведёт бюджет, и только 35% делают это на постоянной основе, а не эпизодически. Чаще всего люди в этом деле «руководствуются здравым смыслом». А также проверяют выписки с банковского счёта и фиксируют траты на бумаге или в Excel.

Читайте по теме: Почему мы не хотим вести учёт финансов? 7 причин и 9 решений

По словам профессора департамента социологии НИУ ВШЭ Ольги Кузиной, слабое место этого исследование — выборка. Проблема в том, что неясно, как она сформирована (как именно в неё попадали те, кто впоследствии отвечал на вопросы онлайн-анкеты) и насколько её реально можно считать репрезентативной для городов-миллионеров.

При этом ВШЭ регулярно проводит мониторинг финансового поведения населения на основе опроса 1600 респондентов (и тут уже учтены все типы населённых пунктов). Результаты за 2018 год показали, что у 70% россиян есть банковские счета, эта цифра на 10 процентных пунктов выше, чем в 2013 году. 35% россиян ведут бюджет — в Европе эта цифра выше. При этом из данных следует, что 70% россиян планируют финансы не больше, чем на год, больше половины — всего на полгода. Причём эта цифра универсальна для разных групп, подчеркнула Кузина. Горизонт планирования и ведение бюджета очень связаны между собой, говорит она: при коротком горизонте планирования и отсутствии финансовых целей экономия и ведение бюджета становятся бессмысленными — если только речь не о ситуации, когда денег нет совсем.

Авторы опроса Visaи Ipsos разделили всех респондентов на четыре условные категории: финансовых «новичков», «стартаперов», «профи» и «гуру». Отличаются они количеством используемых финансовых продуктов. Например, первые — немногим более четверти опрошенных — пользуются тремя продуктами или даже меньшим их числом: в основном дебетовыми картами, депозитами и какими-то кредитными продуктами. Вторые — самая многочисленная группа, на них приходится более трети выборки — активнее задействуют этот список, а также включают в свои портфели страховые продукты, а иногда, хоть и весьма редко, инвестиционные — всего получается от 4 до 6 продуктов. «Профи» (одна пятая опрошенных) используют 7-9 продуктов, значимым становится использование страховых продуктов. Что касается «гуру», которых в выборке оказалось 16%, они задействуют более 10 продуктов, включая инвестиционные.

От группы к группе растёт возраст опрошенных: если в первую входит больше молодых людей 18-24 лет, которые приживают не в столичном регионе и ведут бюджет время от времени, не имея чёткой цели планирования, то средний возраст «профи» — 41-60 лет, в последней группе «гуру» 42% — это мужчины и женщины среднего возраста. По мере роста количества используемых финансовых продуктов растёт и тенденция к финансовому планированию, подчеркнул Антон Сафонов, старший директор по развитию бизнеса Visaв России, а также появляются долгосрочные финансовые цели — обеспечить себе достойную пенсию, дать хорошее образование детям.

В целом, 96% опрошенных пользуются простыми банковскими продуктами (картами вкладами и счетами), более трети пользуются кредитными продуктами. По словам старшего вице-президента Райффайзен Банка Ольги Васьяновой, проникновение кредитов процентов на 25 больше, чем кредитных карт, и объясняется это тем, что кредитование, как правило, имеет под собой конкретную цель, то есть это осознанная потребность, а кредитная карта — инструмент управления ликвидностью, и не все понимают, зачем им нужна кредитная карта в ежедневном использовании.

Читайте по теме: 12 выгодных карт с кэшбэком и процентом на остаток

Автор:

Ольга Волкова

Источник: sravni.ru